Лимарев В.Н.
1.Введение.
Суровая природа, изнурительная борьба за выживание
создали из человека - машину-убийцу. Сформировалась философия грабителя, его
особый взгляд на мир.
Для более полного раскрытия внутреннего мира германцев в Скандинавии, их
мировосприятие, мне хочется привести
некоторые зарисовки из жизни викингов, в
моем вольном изложении, из книги Валентина Иванова «Повести временных лет». Я
допускаю мысль, что это художественное восприятие жизни викингов, но в тоже
время считаю, оно не далеко от истины.
2. Любимцы
богов.
Боги любят только воинов.
Боги ждут в «Валгалле» тех, кто умирает в битвах.
Герой поднимается в «Валгаллу» и там его ждет последнего боя, в котором он будет сражаться рядом с богами, подобный богам.
В ожидании этого боя, герой пьёт вино из волшебной неиссякаемой чаши, охотится на неистребимых олений, медведей, кабанов.
Обитатель «Валгаллы» падает в бесчисленных схватках и поденках и снова воскресает, чтобы бесконечно наслаждаться оружием и битвой.
Такова судьба героя …
Об этом поёт скальд.
3. Охота на
китов.
Из далёкой страны иноземные купцы привозили в Скандинавию
костяные и каменные фигурки. Они служили
образцами для устрашающего украшения лодки (драккара).
Лодка -
представляла собой бревенчатый каркас из дубовых брусьев, связанных
железными болтами и плетениями из древесных корней, обшитый досками. Пазы между
досками заполнялись просмоленной коровьей шерстью, смолой была покрыта вся
лодка, кроме носовых и кормовых украшений.
Существовали лодки с которых охотились на китов. Они были
снабжены
кожаными канатами толщиной в руку человека.
Сплетенные из китовой кожи, эти канаты были крепче железных цепей. Их привязывали к гарпунам, при помощи которых охотились на
китов.
Берега фиордов в Норвегии были завалены тысячами
костяков китов и кашалотов, копившихся много лет.
4. Флотилия
уходит в море.
С наступлением весны флотилия уходила в открытое
море.
Опытный кормчий – ведет флотилию к намеченной цели.
От него в море зависит судьба команды. Недаром кормчий имеет право на три доли,
даже если он не сходит на берег, не принимает участие в бою и захвате добычи. В
море власть кормчего равна власти вождя.
Викинги гребут сменяясь. На каждом руме сидит четыре
викинга, по два на весло. Прикоснуться к
веслу драккара - это высокая честь. Если
случай, по необходимости вождь посадит грести раба, он, взявшись за весло,
делается свободным человеком. Скальды воспевают героев, которые умели грести от
восхода до восхода солнца. О Гундере, Великом
Гребце, который мог грести парой вёсел, сложены длинные саги.
Греки и арабы сажают к вёслам рабов и приковывают их к румам, как викинги
приковывают рабов к рулям барж. Дети фиордов презрительно издеваются над
войнами с нежными ладонями, боящимися весла. Таких легко побеждать. В
решительную минуту, когда от гребцов зависит всё, раб не будет грести до
последнего вздоха, как викинг.
5. Возвращение
из удачного похода.
Когда к пристани причаливала драккара, вернувшаяся из похода,
её встречали на пристани сотни
викингов. Каждый из прибывших, не слушал других и старался перекричать соседа,
рассказывал о своих подвигах, о брошенных с громадного расстояния гарпунах, о
китах, убитых с одного удара, об острогах, которые целиком ушли в тело морского
зверя, об ударах железной боевой дубины, разбивавших, как яйца, черепа
кашалотов, о стрелах настигавших птицу под облаками...
Если флотилия уходила с грабительскими целями –
хвалятся военными подвигами.
Никто не противоречил самохвальству. Проявление силы
и ловкости были возможны, выражение же сомнения
грозило злобной кровавой ссорой,
а стычка влекла риск наказания смертью, так как вождь не допускал убийства между
своими.
Но не следовало быть и излишне доверчивым –
легковерие вызывало обидные насмешки. Викинги были постоянно на стороже, между
ними не было братства, товарищества, а только боевое содружество, в котором
каждый стоял за себя, а за других - лишь
по деловой необходимости.
Викинги умели
переносить настоящие лишения, не такие, как пустяковые неудобства короткой
охоты.
6. В фиордах
нет ни войны, ни мира.
На прибывшую с удачной охоты викингов
в любую минуту могут налететь
враги. На далёких мысах и вершинах, командующих подступами к фиорду, ждут
дозоры. Они бдительно следят за морем и поддерживают сухим топливом огонь в очагах, укрытых от
ветра и дождя. Охапка сырой травы или соломы даст тревожный клуб черного дыма.
На берегах заготовлены нацеленные камнемёты и самострелы,
готовые послать камни и дротики в драккары нападающего, когда он появится в
горле фиорда.
В фиордах нет
ни войны, ни мира. Всё зависит от трезвого, делового расчета. Здесь
каждый за себя и каждый на страже с ранней весны и до поздней осени, до тёмных
дней зимы. В страхе те, кто сумел добыть много пищи. В беспокойстве перед
суровой зимой те, кто не смог обеспечить
свое племя пищей. Одни ждут нападения, другие к нему готовятся.
7. Воспитание
будущих воинов.
Ребенка с трёхлетнего возраста учили играть с птицами, ломать живые крылья и лапки,
выщипывать пух и вырывать перья.
Ребёнку приносили птенцов бакланов, гаг, чаек и
крачек. Когда подрастал, ему доставали взрослых птиц.
С шести лет заставляли упражняться с оружием,
изготовленным по силе мальчика. Учили часами стоять с вытянутой левой рукой,
чтобы приучить к луку. Иногда на вытянутой руке заставляли держать зажатую в кулаке палку, размер и вес которой постепенно увеличивались. В боевые схватки
брали детей уже с десятилетнего возраста.
Так все викинги старались воспитывать
своих сыновей.
главная