Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Верования древних германцев.

 

Бог Один  в виде ворона скачет на коне, под копытами коня поверженные враги. Рунический камень. Ост. Готланд Фолто Лимарева В.Н.

Бог  Один  в виде ворона скачет на коне, под копытами коня поверженные враги.

 

Преобладающей формой  древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был культ племенных богов-покровителей  и племенных святынь.  В качестве последних чаще всего почитались священные рощи, о которых многократно упоминали   римские авторы. У каждого племени  был свой священный лес или роща, где происходили не только общественные жертвоприношения и различные обряды, но и собирались сходки и решались общеплеменные дела. Известны священные рощи у батпавов, фризов, херусков. В связи с созданием межплеменных объединений  подобные места культа иногда превращались в центры межплеменных религиозных обрядов и широко почитаемых святилищ.

Из племенных божеств-покровителей нам известны лишь немногие, по преимуществу те, которые стали богами племенных союзов. Римские писатели упоминают следующих племенных богов: Танфана – богиня марсов  и родственных им племен. Бадугенна – богиня фризов и др.

О том, как представляли своих богов эти народы практически ничего не известно.

Наиболее известен  Бог, которого почитали  юногерманские племена. Это бог Водан.  Водан  - бог бури, вихря.  При военной демократии бог Водан выдвинулся на первое место в сомне богов.

С Воданом связано  характерное поверье,  до настоящего времени  сохранившееся в Германии: поверье о том, что в вихрь по небу проносится толпа мертвецов.

 Водана связывают с психической деятельностью  человека, он считается богом душевных движений, бешенства, неустойчивости.

Главным богом северогерманских племен был Один.  Его идентифицируют с  Воданом. Но так ли это?  Один  - бог воитель, в то же время мудрец, заток священных рун. Один царствует в светлой Валгалле; воинственные девы – валкирии  приводят к нему души  храбрых воинов, павших в бою.

 Волк и ворон - животные, посвященые Одину, Одина изображают на коне Слейпнир.

У скандинавов был так же в почете бог Тор (южногерманский аналог Донар) – божество грома и молнии, священным атрибутом которого был молот, а так же Бальдер – светлое  божество плодородия, весны, растительности.

Известно, что Тор  больше почитался крестьянским населением, а отличие от Одина  - бога воинственной аристократии. Бог Фрейр, так же связан с плодородием. Тор почитался главным образом в Норвегии и Исландии, Фрейр – в Швеции.

Форма культа у германцев была  несложна  и состояла, главным образом в жертвоприношениях  и гаданиях о воле богов.  Жертвоприношения были очень жестокие. В жертву богам нередко убивали людей , главным образом военнопленных. В междоусобных кровопролитных войнах  враждующие племена  иногда заранее обрекали  друг друга в жертву богам, а иногда побежденная сторона подвергалась поголовному истреблению:  и войны, и кони, и «вообще все живое»,  согласно  римского историка Тацита. У кимвров во время их нашествия на Италию  пленных приносили в жертву своими руками жрицы-прорицательницы. По крови и внутренностях жертв они гадали об исходе войны.

Храмовых зданий у древних германцев не было, не было и изображений богов, если не считать существующих местами в священных рощах грубых обрубков дерева, служивших идолами.

Источник:  С.А Токарев:   «Религия в истории народов мира».

  • главная