Лимарев В.Н.
Верования древних германцев.
Бог Один в виде ворона скачет на коне, под копытами
коня поверженные враги.
Преобладающей формой древнегерманской религии в эпоху соприкосновения с римлянами был культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. В качестве последних чаще всего почитались священные рощи, о которых многократно упоминали римские авторы. У каждого племени был свой священный лес или роща, где происходили не только общественные жертвоприношения и различные обряды, но и собирались сходки и решались общеплеменные дела. Известны священные рощи у батпавов, фризов, херусков. В связи с созданием межплеменных объединений подобные места культа иногда превращались в центры межплеменных религиозных обрядов и широко почитаемых святилищ.
Из племенных божеств-покровителей нам известны лишь немногие, по преимуществу те, которые стали богами племенных союзов. Римские писатели упоминают следующих племенных богов: Танфана – богиня марсов и родственных им племен. Бадугенна – богиня фризов и др.
О том, как представляли своих богов эти народы практически ничего не известно.
Наиболее известен Бог, которого почитали юногерманские племена. Это бог Водан. Водан - бог бури, вихря. При военной демократии бог Водан выдвинулся на первое место в сомне богов.
С Воданом связано характерное поверье, до настоящего времени сохранившееся в Германии: поверье о том, что в вихрь по небу проносится толпа мертвецов.
Водана связывают с психической деятельностью человека, он считается богом душевных движений, бешенства, неустойчивости.
Главным богом северогерманских племен был Один. Его идентифицируют с Воданом. Но так ли это? Один - бог воитель, в то же время мудрец, заток священных рун. Один царствует в светлой Валгалле; воинственные девы – валкирии приводят к нему души храбрых воинов, павших в бою.
Волк и ворон - животные, посвященые Одину, Одина изображают на коне Слейпнир.
У скандинавов был так же в почете бог Тор (южногерманский аналог Донар) – божество грома и молнии, священным атрибутом которого был молот, а так же Бальдер – светлое божество плодородия, весны, растительности.
Известно, что Тор больше почитался крестьянским населением, а отличие от Одина - бога воинственной аристократии. Бог Фрейр, так же связан с плодородием. Тор почитался главным образом в Норвегии и Исландии, Фрейр – в Швеции.
Форма культа у германцев была несложна и состояла, главным образом в жертвоприношениях и гаданиях о воле богов. Жертвоприношения были очень жестокие. В жертву богам нередко убивали людей , главным образом военнопленных. В междоусобных кровопролитных войнах враждующие племена иногда заранее обрекали друг друга в жертву богам, а иногда побежденная сторона подвергалась поголовному истреблению: и войны, и кони, и «вообще все живое», согласно римского историка Тацита. У кимвров во время их нашествия на Италию пленных приносили в жертву своими руками жрицы-прорицательницы. По крови и внутренностях жертв они гадали об исходе войны.
Храмовых зданий у древних германцев не было, не было и изображений богов, если не считать существующих местами в священных рощах грубых обрубков дерева, служивших идолами.
Источник: С.А Токарев: «Религия в истории народов мира».
главная