Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ.

Королевство Франция.

(16 век)

 

Битва 10 обнаженных. Худ. Антонио дель Поллийоло. Италия. 15 век.

  • Итальянские войны (16 век).(карта)
  • Италия 16-17 век.(карта)
  • Франция в период гугенотский войн (1562-1598 гг.)
  • Первая половина 16 века.

    Турки расширяют свои владения в Европе и Азии.

     Греция.

    После прихода к власти в Османской империи Селима 1 (1512-1520), турки начали активную военную экспансию. Они захватили Азербайджан, часть Армении, часть Грузии, Дагестан, Курдистан, затем Сирию и Египет, нанесли поражение Венеции и вынудили выплачивать ежегодную дань туркам, за право пользоваться своими торговыми факториями на Кипре и Крите.

    Ручная пушка конца 15 века.

    Султан Сулейман (1520-1566) взял Белград, разбил чешско-венгерскую армию, и большая часть Венгрии была превращена в турецкую провинцию.

    В 1429 году Сулейман осаждал Вену, но взять не смог, так как на помощь Вене двинулась армия Карла 5, узнав об этом, Сулейман отступил. Значительные завоевания у турок были и в мусульманском мире. Османская империя в 16 веке объединила в своих границах владения Византийской империи и Арабского Халифата. В руках султана была большая часть Средиземного моря, Красное море и Персидский залив. Сулейман заключил с Французским королем Франциском 1 договор против Габсбургов и активно помогал французам в борьбе с общим врагом. Французские купцы получили исключительное право свободной торговли во всех турецких портах.

    1500-1515 г н.э.

    Французско–испанские войны за раздел Италии.

     Италия.

    В 1500 году король Франции Людовик 12 заключил с королем  Фердинандом Арагонским  договор о совместном захвате земель в Италии.

    Французские и испанские войска напали на Неаполитанское королевство. После совместного наступления французских и испанских войск, король Неаполя Фридрих капитулировал. Франция присоединила к своему королевству Неаполь, и другие территории в Италии, Испания - юг Италии и Сицилию.

    Но утвердиться в Неаполе французы не смогли; восстание против французов, при участии испанцев,  привело к потере Неаполя в 1504 году и, позже, других завоеваний в Италии.

    До самой смерти Людовика 12 в 1515 году и позже в Италии  продолжался борьба различных сил за власть. Италия в первой половине 16 века была ареной непрерывных войн.

    Осада города в 15 веке.

    Начало 16 века.

     Христианское милосердие. Скульптура у входа в госпиталь. Барселона. фото Лимарева В.Н.

    Папство в начале 16 века.

     Италия.

    Полному разложению института папства в 16 веке стали препятствовать правители католических стран, которым был нужен некий центр, со ссылкой на авторитет которого, они могли бы править. Правители католических стран, начиная с 16 века стали активно вмешиваться в реформирование этого центра, желая превратить его в некий символ католического мира – исток католической нравственности. В начале 16 века послы католических стран указали папе Александру 6 на его недостойное поведение, которое не способствует укреплению авторитета церкви в их странах.

    Но эффекта это большого не имело, т.к. для большинства высших чиновников в Риме более привлекательно было превращение папского двора в некий развлекательный центр, чем в духовный.

    Повсеместно в католическом мире побеждало новое мышление, и активно вступала в свои права зародившаяся «новая цивилизация», с новыми ценностями и альтернативным средневековому мировоззрением.

    Новое мировоззрение  правителей католических стран строилось на софистских принципах: внешняя подчеркнутая и пропагандируема религиозность и уважение к церкви, и светский образ жизни при прагматичном атеистическом мышлении.

    Начало 16 века

    Французский абсолютизм.

     Франция.

    Во Франции формировалась капиталистическая форма хозяйствования. Появилось мануфактурное производство, в основном работающее на внешний рынок.

    Сформировался французский абсолютизм, генеральные штаты перестали функционировать. Все управление государством было сосредоточено в королевском совете. Все вопросы решались в узком кругу приближенных советников короля. Король располагал огромной армией, главнокомандующим которой он являлся, и разветвленным судебно-административным аппаратом. Во Франции утвердилась система продажи и покупки государственных должностей. Французская церковь не подчинялась Папе и французские священники могли обращаться а папскую курию только по делам вероучения.

    Французский король Людовик 12 (1498-1515) находился под влиянием окружавших его советников, особенно Жоржа Амбуаза. В начале царствования он облегчил налоги, заботился об улучшении судопроизводства. Под его патронажем были созданы правила судопроизводства. Людовик урегулировал отношения между крестьянами и владельцами, определив точнее феодальные повинности первых. За судебные реформы Людовик получил прозвание «отца народа».

     Максимилиан - император Священной Римской империи германской нации. 16 век.

    Начало 16 века

    Германия в начале 16 века.

     Германия.

    За громким названием «Священная Римская империя германской нации» скрывалось рыхлое политическое образование феодальных княжеств под верховной властью Габсбургов (представители которой, посредством выборов, сменяли друг на троне императора). Не существовало ни императорских финансов, ни императорских войск, ни императорских органов управления. Как крупный князь, император располагал собственными наследственными владениями, в которых только и пользовался полнотой власти и финансовыми средствами. Крупные феодальные княжества превратились в своеобразные центральные монархии. Князья собирали налоги с населения, содержали собственные войска и аппарат управления.

    1503 – 1513  г н.э.

    Папа Юлий 2.

     Италия.

    После смерти Пия 3 папой стал кардинал Джулиано делла Ровере скупивший голоса кардиналов-выборщиков.

    После получения папской театры, Юлий 2 приступил к укреплению папского государства, в котором он правил как монарх. Укреплял он свое государство дипломатическими и силовыми методами. Период его правление чреда непрерывных войн с независимыми политическими объединениями в Италии. Юлий II создал швейцарскую гвардию, состоящую из добровольцев, жителей Швейцарии, неженатых и опытных в военном искусстве.

    Папа часто принимал личное участие в сражении. Во время военных походов Юлий II приказывал нести перед собой дарохранительницу со Святыми Дарами.

    Главными противниками Юлия были Венеция. Папа в ультимативной форме требовал от Венецианской республики большие территориальные уступки Папскому государству.

    Получив отказ, папа организовал коалицию против Венеции, в которой участвовали французские, германские и испанские войска, но коалиции добиться значительных результатов не удалось. Затем папа начал войну с Францией, где правил Людовик 12, и вел успешно. Во время войны с Францией в Риме вспыхнуло восстания против власти церкви, Юлий 2 направил свои войска в Рим и жестко усмирил мятежников, было убито более 5 тысяч римлян, затем он направил войско против французской армии и нанес ей поражение.

    В результате войн, которые вел Папа с Венецией и Францией, территория его государства была расширена.

    Епископ. Скульптура в госпитале. Испания. Барселона. Фото Лимарева В.Н.

    1515-1521 г н.э.

    Профессор богословия Мартин Лютер. Истоки реформации в Германии.

     Германия.

    Когда в 1515 году профессору философии и богословия Саксонского университета Мартину Лютеру исполнилось 32 года, он, после сильно душевного кризиса, вызванного развращенностью римско-католического клира, написал критические замечания в адрес католической церкви. Он писал: «…божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога, и благодаря ей. Милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры», т.е. в противоположность католическому тезису о «спасении человека через добрые дела», он считал что «спасение человека в вере».

    Человек-индивид по отношению к Богу не нуждается в посредничестве каких-либо «священных лиц». Лютер считал, что священное писание, т.е. библия приоритетна перед писаниями церковных авторитетов, законодательными актами папской канцелярии. Лютер пропагандировал христианство без сложной церковной иерархии, без пышного культа, без феодального церковного земледелия (Мартин Лютер в основном повторил тезисы выдвинутые английским проповедником Джоном Виклифом и чешским профессором Яном Гусом). Он, как и его предшественники реформаторы, добивался богослужения на национальном языке; он перевел на немецкий язык библию.

    31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на дверях церкви 95 тезисов против продажи индульгенций. Эти тезисы он намеривался защищать на публичном диспуте перед богословами. Эти тезисы нашли продержку среди его последователей и были распространены по всей Европе и стали обсуждаться в большинстве университетов и религиозных центров. В связи с тем, что антицерковная пропаганда достигла небывалого размаха, поступила запоздалая реакция папы Льва 10, который 15 июня 1520 года осудил буллой Лютера, и в январе 1521 года отлучил от церкви. Постановление раскололо католический мир на сторонников и противников церковных реформ.

    Мартин Лютер сжигает папскую буллу об отричении его от церкви.

    1515-1547 г н.э.

     

     Геракл, статуя 16 века у ратуши во Флоренции.  Италия. фото Лимарева В.Н.

    Король Франции Франциск I.

    Политика Франциска 1  была направлена на превращение Франции в абсолютную монархию. В 1532 присоединил Бретань. Главным органом управления государством сделал королевский совет, ввел в провинциях генеральных наместников и контролировал деятельность губернаторов, ограничил права парламентов. Выборные городские чиновники были заменены назначенными; муниципальные должностные лица были лишены своих судебных прав.

    В 1539 издал эдикт Виллер-Котре, запретивший стачки и союзы подмастерьев. Заключил с папой Львом X Болонский конкордат 1516. В 1535 и 1540 издал эдикты о преследовании кальвинистов как еретиков. В 1545 организовал массовое уничтожения вальденсов. В Итальянских войнах 1494—1559 одержал в 1515 победу при Мариньяно и занял Милан.

    Для покорения Милана Франциск 1 совершил сложный  переход в Италию через Альпы.  В Италии одержал блестящую поберу  в  «битве исполинов» над швейцарскими наемниками миланского герцога Массимилиано Сфорца и завоевал Милан.

    В   1525 Франциск 1 потерпел поражение от армии императора Карла V под Павией, был пленён и увезён в Мадрид. Там его вынудили  подписать унизительный для Франции Мадридский договор 1526. По возвращении во Францию (1526), заключив союз (Коньякскую лигу) с папой Климентом VII, Венецией и герцогом Милана, возобновил в 1527 военные действия, продолжавшиеся до 1529. В 1536 (или 1535) подписал с Турцией выгодный для Франции договор ("капитуляции").

    Франциска 1  покровительствовал искусствам, привлекал во Францию из Италии архитекторов, художников.  Он окружал себя учёными и поэтами, любил беседовать с ними. У него в Фонтенбло была прекрасная библиотека.

    Уединённый образ жизни французского двора сменяется при Франциске 1 блестящим и шумным весельем. При королевском дворе, где большую роль стали играть дамы, сосредоточилась вся общественная жизнь.

    В 1530 открыл гуманистический университет — "Коллегию королевских лекторов".  В то же время преследовал представителей радикальной мысли (в 1546 был сожжён на костре гуманист Этьенн Доле).

     Ангел-король. Флюгер. Испания. Фото Лимарева В.Н.

    1516 г н.э.

    Болонский конкордат.

     Франция.

    Болонский конкордат, соглашение, заключённое в Болонье в 1516 между французским королём Франциском I и папой Львом Х. Болонский конкордат определял взаимоотношения короля и папы с галликанской церковью (см. Галликанство). Королевская власть делала некоторые уступки папству, отказываясь от ряда положений, провозглашенных французским королём в 1438 году. Папы сохраняли право быть верховной инстанцией церковного суда. Король же приобрёл, право назначения на высшие церковные должности и получил возможность, распоряжаясь церковными доходами.

    1519 г н.э.

    Испанский король Карл 1 становится немецким королем Карлом 5.

     Германия.

    Став испанским королем, Карл получил в свое распоряжение казну испанской короны, деньги в 1519 году он использовал для подкупа курфюрстов, при избрании его королем «Священной римской империи Германской нации» после смерти германского короля Максимилиан I

    С этого момента король Карл 5 (Карл Габсбург) стал вынашивать планы по созданию «Мировой христианской державы».

    Его королевская власть распространялась на Арагон, Наварру, Неаполь, Сицилию, новооткрытые земли в Америке, и на «Священную римскую империю».

     Испанский солдат,   16 век.

    1521-1559 г н.э.

    Итальянские войны.

     Италия.

    После того как Габсбурги, правящая семья в Германии, утвердили Карла 1 королем Испании, а затем под именем Карл 5 возвела на престол в Германии, дом Габсбургов стал вынашивать планы по окончательному вытеснению из Италии французов.

    Война Габсбургов с Французской монархией с перерывами длилась с 1521 года по 1559 год.

    В 1525 году французы при Павии (Север Италии) потерпели сокрушительное поражение, французский король Франциск 1 (1515-1547) попал в плен. Карл 5 вторгся на территорию Франции и начал наступление на Париж, но, получив упорно сопротивление от населения Франции и, в связи широким движением реформатором, был вынужден пойти на мир. В 1526 г. был заключен мирный договор, по которому Франциск 1 отказывался от своих завоеваний в Италии, от суверенитета над Фландрией и Артуа, Франциск передавал Карлу Бургундию и выплатил выкуп за свое освобождение. Вернувшись домой, Франциск заявил испанскому посланнику, что считает Мадридский договор вынужденным и потому не чувствует себя им связанным.

    В 1527- 1529 годах боевые действия возобновились, так как Франциск 1 пытался предотвратить захват Габсбургами Рима. И опять сокрушительное поражение терпят французы.

    Войны 1536-1538 и 1542-1544 годов не принесли значительно успеха воюющим сторонам и закончились миром в 1544 году, по которому обе стороны отказались от территориальных притязаний.

    Но после смерти Франциска 1, его приемник король Генрих 2 (1547-1559) возобновил войну, но безуспешно, по новому мирному договору в г. Като-Камбрези  (Франция) французы отказались от притязаний на Италию, окончательно утвердились границы между Италией и Францией. Большая часть Италии была включена в империю Габсбургов.

    1522-1564 г н.э.

    Религиозные реформы в ШВЕЙЦАРИИ: Ульдрих Цвингли,  Жан Кальвин.

    А 1522 году выпускник Венского университета Ульдрих Цвингли, занимая должность священника Цюрихского собора, опубликовывал книгу под заглавием «67 статей», в которой, соответствии с «божественным проведением», изложил принципы реформации церкви. Начал он реформацию со своего прихода, запретив торговлю индульгенциями.

    В Цюрихе , под руководством Цвингли, стали осуществятся реформа церкви и политического строя: были закрыты монастыри, монахам и духовенству было разрешено вступать в брак, богослужение стало вестись только на немецком языке, из церквей были удалены иконы и мощи святых, монастырское имущество конфисковано… Богослужение проводилось в виде проповеди и совместной молитвы. Цвингли учредил духовную академию, где стали готовить учителей и проповедников. Особое внимание уделялось нравственности горожан; строгими законами запретили пьянство, азартные игры…

    Реформы поддержали в городских кантонах (районах) Швейцарии. Но лесные кантоны остались католическими. Попытка провести реформы в лесных кантонах привела в 1529 году к войне, в которой победу одержали сторонники Ульдриха.

    В 1531 году вспыхнула новая религиозная война, в которой победили католики. Ульдрих Цвингли погиб в битве. Его последние слова: « Тело они могут убить, но не душу». Но эта победа не остановило реформаторское движение в Швейцарии.

    Швейцарские воины.

    Другим центром реформации в Швейцарии стала Женева, где приступил к реформации церкви Жан Кальвин, дав старт новому религиозно течению – кальвинизму.

    В 1536 году Кальвин издал книгу: «наставление в христианской вере», где изложил основные постулаты своего учения. В 1541 году он в Женеве возглавил протестантскую партию и, после прихода во власть, стал главой женевской церкви , которая приступила к созданию новой церковной организации. Был создана протестантская духовная академия. Отсюда миссионеры –кальвинисты направлялись во все страны Европы. Кельвин относился с нетерпимостью к инакомыслящим. Женевский совет, возглавляемый им, казнил 58 и изгнал 76 различных лиц обвиненных в безбожии и безнравственности. Среди них был ученый Мигель Сервет, сожженный в 1553 году на костре за то, что отвергал учение о божественной троице.

    В 1549 году Кальвин на заседании правительситва Женевы выступил с программным изложением своего учения, которое было принято в качестве законов республики ("Женевский коллоквиум"). В Женеве Кальвин установился режим, напоминавший теократическую диктатуру.

    Женевский коллоквиум. Програмное выступление Кельвина перед правительством Женевы в 1549 году. музей религии. Фото Лимарева В.Н.

    Кальвина называли — «Женевский папа».

    До конца своей жизни продолжает читать лекции и проповедовать. 6 февраля 1564 года Кальвин во время чтения лекции умер.

    1523-1541 г н.э.

    Образование монашеского ордена «Общесва Иисуса» (Ордена изуитов)

     Италия.

    Талантливый проповедник испанец дворянин Игнатий Лойола (1991-1556) начал свое служение Богу в 32 года после прозрения в 1523 году у священных гор Монсеррата (Каталония) во время душевного кризиса.

    Решив посвятить себя служению Богу, он принёс обет целомудрия, отдал свою одежду нищему, оделся в рубище и после этого совершил паломничество в Палестину. После Палестины он прибыл в Париж, где в течение 1528—1534 лет получил религиозное образование. После окончания обучения, Лойола и единомышленники приняли решение направиться с миссионерской миссией в Палестину. Поездка не состоялась из-за начавшейся войны между Венецией и Турцией, тогда Лойола принял решение организовать монашеский орден для борьбы с ересями. С этими предложениями он прибыл в Рим и добился аудиенции папы Павла 3, которому была предварительно передана докладная записка через комиссию кардиналов.

    Система предложенная Лойолой заключалась в следующем: образование и воспитание даваемое пастве без строго контроля пастыря. ведет к вольнодумству, свободомыслию и неповиновению, поэтому воспитание молодых людей должно быть сосредоточено в надежных руках. Для контроля за воспитанием и обучением нужно учредить орден иезуитов, который осуществлял бы контроль за преподаванием в учебных заведениях, осуществлять цензуру, миссионерство среди христиан. Разъяснение богословских истин, для иезуитов, являлось второстепенной задачей.

    Предложение заинтересовало Павла 3, и 27 сентября 1540 года папской буллой был учрежден орден Общество Иисуса (братство Иисуса).

  • Мировоззрение иезуитов. Устав иезуитов. Духовные упражнения....

  • Игнатий Лойола. Памятник в монастыре Монсеррата. Фото Лимарева В.Н.

    В 1541 году Игнатий Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена.

    1534-1535 г н.э.

    Король Франциск 1 борется с реформатором Маркулом.

     Франция.

    Во Франции был режим абсолютной монархии и реформаторство не получило широкого распространения. Главой церкви был король, он не допускал любые брожения в церкви. В октябре 1534 Маркулом, пастором из Невшателя, в связи с арестом нескольких протестантов, были расклеены афиши в Париже, в которых он критиковал католическую церковь и предложения об ограниченных реформах лютеран. К примеру, на афише были слова: … «идолопоклонничеством является утверждение, будто в причастии присутствуют истинное тело и кровь Христа» и т.д.

    Один экземпляр воззвания Маркула был наклеен на дверях королевской спальни. В ответ на воззвание, Франциск 1 заявил о своей приверженности католической веры и начал преследовать протестантов. Порядка 300 реформатор было арестовано, из них 30 сожжено на костре. По распоряжению короля, для пресечения распространения протестантской заразы, были закрыты все типографии. Немного позже типографии открыли, при рецензировании королевским чиновником того, что предполагалось печатать.

    1534 -1549г н.э.

     Лойола и первые члены Ордена Иезуитов  в 1640 году.

    Папа Павел 3. Контрреформация.

     Италия.

    «В первой половине XVI в. папизм в ряде западноевропейских государств потерпел ряд поражений.

    В связи с ростом лютеранских идей в Италии папа Павел III в 1536 г. издал буллу, ставившую духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду. В 1542 году Павел III решил использовать опыт испанской инквизиции и буллой папа учредил в Риме центральный инквизиционный трибунал с неограниченными правами.

    В 1540 г. Павел III буллой утвердил иезуитский орден с перечнем первых десяти его членов-основателей.

    Чтобы ещё более поднять пошатнувшийся в глазах мира авторитет папства, Павел III решил, что необходимо пойти на созыв вселенского собора.

    В 1545 году был созван собор в Триденте (XIX Вселенский собор).

    Длительные споры на соборе о причинах распространения ересей, о методах борьбы с ними и о реформировании церкви не привели к выработке единой позиции.

    Большинство в Триденский собор не шел на уступки даже в вопросах умеренного реформирования Уступок реформаторам боялся больше всего папа, и перевод собора в Болонью, куда не последовало немецкое духовенство, означал провал попыток к соглашению и компромиссу. В течение короткого времени было два собора, враждовавших между собой и не пользовавшихся авторитетом. Фактически Тридентский собор с 1547 до 1551 года не функционировал. Он снова открылся под давлением императора в том же германском городе. Болонский же собор, по существу бездействовавший, был распущен 17 сентября 1549 года  незадолго до смерти Павла III.

    Папа Павел 4 3известин тем, что на ответственные церковные должности, он назначал многих своих родственников, даже несовершеннолетних детей и внуков.

    Сохранилось переписка Павла 3 с куртизанкой, любовницей папы и его друга кардинала. В письме шла речь о воспитании детей, которые она имела от папы и кардинала.

    1547-1559 г н.э.

    Король Франции Генрих 2.

     Франция.

    После смерти Франциска 1 на трон Франции взошел его сын Генрих 2.

    Синьор на охоте. Французская гравюра.

    Генрих был человеком ограниченным, мало интересовался литературой и искусством. Но зато, благодаря крепкому телосложению и выносливости, он отличался большой ловкостью в военных упражнениях. К государственным делам Генрих никогда не чувствовал большого влечения, был ленив, не имел твердого характера и всегда находился под сильным влиянием своих фаворитов.

    В 1551 г. Генрих возобновил войну с императором Карлом 5. В отличие от отца, который обычно вел боевые действия в Италии, Генрих решил выступить на новом для Франции театре — на берегах Мозеля и Рейна. Он заключил союз с саксонским курфюрстом Морицем и некоторыми другими немецкими князьями и в феврале 1552 г. подошел к Рейн и начал боевые действия и присоединил Франции незначительные территории.

    В 1553 и 1554 гг. французы предприняли две попытки завладеть Брюсселем. В Воселле 5 февраля 1556 г. было подписано перемирие, оставлявшее за Францией все ее завоевания.

    Это соглашение не могло быть окончательным. Вскоре, после отречения от престола испанского короля Карла V, война возобновилась с новым кололем Испании Филиппом 2. Война закончилась подписанием в апреле 1559 г. мира в Като-Камбрези. Генриху удалось сохранить за собой Кале, Мец, Верден и Туле. Но в Италии королю пришлось отказаться от Савойи и вообще от всех прежних завоеваний. Вскоре после заключения мира, 9 июля 1559 г., в Париже состоялся турнир с участием всего двора.

    Первая его половина прошла успешно. Выбив из седла нескольких рыцарей, король вызвал на поединок молодого шотландского дворянина графа Монгоммери. Когда всадники сшиблись, копье Монгоммери переломилось. С силой отскочив, обломок пробил решетку забрала королевского шлема и глубоко вонзился в глаз Генриху. Оглушенный и окровавленный, король вылетел из седла. Все старания спасти его оказались безуспешными. На другой день он скончался, оставив престол своему пятнадцатилетнему сыну Франциску.

    Середина 16 века.

     

    Французская придворная аристократия.

     Франция.

    Во Франции не было благоприятных условий для экспортной торговли хлебом. Ни  дворянство ни буржуазия  нге были заинтересованы  в создвании крупных  сельскохозяйственных предприятий  и не было стимула усовершенствовать орудия труда. Дворянство отходило от сельского хозяйства, покидала свои деревни  для независимой жизни в Париже, чтобы служить при   дворе короля или крупных синьоров.  Во Франции создается новая иерархия, которая определяется близостью дворян к главному синьору государства королю.

    Варфаламеевская ночь.

    В иерархии:

    1)      Принцы крови.

    2)      Пэры Франции.

    3)      Титулованное дворянство.

    4)      Простое дворянство.

    Дворянство было основной опорой королевской власти.

    Так как Франция была вынуждена вести постоянные войны, то

    служба в армии являлась важнейшим источником  дворянского существования.

    Дворяне занимали военные должности в зависимости от их способностей. Служили дворяне не только в руководящем составе армии, но и были знаменосцами, копейщиками, стрелками, молодые дворяне служили пажами.

    1547-1559 г н.э.

    Распространения учения Кельвина во Франции, при короле Генрихе 2.

     Франция.

    Генрих 2, под давлением церкви продолжил начатое его отцом Франциском 1 гонение на еретиков. В 1547 году была создана «Огненная палата», которая занималась еретиками, за период царствования Генриха 2 (1547-1559) палата вынесла 439 приговора. Среди осужденный ремесленники и низшее духовенство, дворяне и купцы откупались от королевской инквизиции. В 1551 году Франция пошла на сближении с протестантами Германии и участвовала в войне вместе с протестантами против короля Карла 5. Кельвенизм стал широко распространяться во Франции.

    Вторая половина 16 века.

    Французский писатель Мишель де Монтель.

     Франция.

    Во второй половине 16 века расцвет творчества великого французского писателя-философа Мишель де Монтеля (1533-1592).

     Французский писатель Мишель де Монтель.

    В историю Монтень вошел как философ-моралист, причем с явным уклоном в скеп­тическую философию.   Гуманистическая направ­ленность творчества Монтеня стала достоянием эпохи Воз­рождения со всеми вытекающими определениями — ве­ликий просветитель, заново открывавший вершины античности; философ, воспевавший свободную личность. Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

    К несчастьям неизбежным разумней относиться с покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними. Что касается несчастий субъективных, то от нас самих в большой степени зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство и пр. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

    Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так в конечном счете проявляют справедливость и к самому себе. Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением; к детям — чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям — чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству — уважение к существующему порядку. Это не подразумевает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство — всегда предпочтительней, ибо кто может поручиться, что новое общественное устройство даст больше счастья или даже не окажется ещё хуже.

    1551-1556 г н.э.

    Аугсбургский религиозный мир.

     Германия.

    После победы католиков над протестантами в Германии в Шмалькальденской войне 1547 года, религиозного мира в Германии не было. Смирившись с поражением в войне, протестанты не вернулись в лоно католической церкви. Изгнанные за убеждение из церквей протестантские священники продолжали проповедовать на улицах.

    В 1551 г. против Габсбургов одновременно развернули военные действия Франция и Османская империя. Протестанты шмалькальденского союза вновь подняли восстание против Карла 5. Они вошли в союз с французами, пытавшимися отнять у Габсбургов Лотарингию. Саксония вновь присоединилась к Шмалькальденскому союзу.

    Протестанты нанесли поражение войску императора Карла 5, сам император едва избежал плена. Летом 1552 года Карл 5 был вынужден подписать Нассауский договор,

    который отменял Аугсбургский религиозный компромисс и признавал лютеранство. Франция получила епископства Мец, Тул и Верден в Лотарингии.

    Карл 5 отправляется на войну с лютеранами. Фреска 16 века.

    В 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге был подписан религиозный мир между Карлом V и протестантскими князьями. В документе были подтверждены завоевания лютеран в Германии, лютеранство признавалось официальным вероисповеданием наряду с католицизмом.

    На основе этих положений в 1576 г. юристом Иоахимом Стефани был сформулирован принцип «чья власть, того и вера».

    Князья получили право определять религию своих подданных. Такого же права добились имперские и вольные города. В имперских городах со смешанным католическим и лютеранским населением вводился принцип паритета, т. е. равенства в отправлении культов.

    За католиками оставались духовные общины не распущенные до 1552 г. Если какой-либо из католических иерархов решался перейти в лютеранство, его владения и сама община оставались в ведении католической церкви.

    Признавались все секуляризации церковного имущества, произведенные до 1552 г. Были амнистированы все подданные империи, подвергшиеся наказанию за свои религиозные убеждения. Формально провозглашалось и право подданных, не желавших принимать веру своего господина, на эмиграцию.

    Высшее общество. Обломок блюда. Италия. 16 век.Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н

    1558-1559 г н.э.

     

    Война между Францией и Испанией у границы Франции с Нидерландами.

     Франция.

    После отречения от власти Карла 5 его сын Филипп 2 тал королем Испании и Нидерландов. Король Франции Генрих 2 предпринимал попытки утвердить свою власть над Нидерландами, но безуспешно. Испанским войскам удалось нанести поражение французам у границ с Нидерландами в 1558 году и захватить в плен много французских военачальников, что остановило военную экспансию французов.

    Французский король Генрих 2 был вынужден пойти на мирные переговоры с Филиппом 2 и заключить с ним мирный договор в Като-Камбрези в 1559 году, по которому Генрих 2 взял на себя обязательства противодействовать распространению реформаторского движения во Франции. Был заключен династический брак, по которому овдовевший Филипп 2 брал в жены дочь французского короля Генриха 2 – Елизавету Валуа.

    После заключения Като-Камбрезийского мира во время празднования свадьбы своей дочери Генрих устроил рыцарский турнир, в котором принял участие, он раны полученной во время турнира Генрих 2 скончался.

    Филипп 2 после свадьбы отправился на постоянно место жительства в Испанию.

     Мужской портрет. Италия. сер 16 века. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    1559-1565 г н.э.

    Папа Пий 4

     Италия.

    Пий IV раздал своим родственникам доходные церковные должности и последовательно отстаивал право папы на неограниченную власть. Так же им были осуждены учения Мартина Лютера и Жана Кальвина и сформулированы главные принципы католической доктрины о таинствах, о милосердии божьем и о роли церкви в спасении человека от греха.

    Под его патронажем подготовлен Тридентский катехизис — основной учебник католической веры, предназначенный для низшего духовенства. Сформулирован был также текст присяги, которую обязывался принести каждый священник перед тем, как занять церковную должность. В 1564 году канцелярией Папы был распространен исправленный и дополненный «Индекс запрещенных книг».

    В разгоревшиеся тогда в Европе религиозные войны папа не вмешивался.

    1560-1598 г н.э.

    Религиозные (гугенотские) войны во Франции.

     Франция.

    С 1559 по 1589 год во Франции царствовали три сына Генриха 2: Франциск 2 (1559-1560), Карл 9 (1560-1574), Генрих 3 ( 1574-1589). Это были малоспособные правители, за которых правили регенты и придворные, борясь за власть. Борьба различных группировок за власть приобрела религиозно-политическую окраску.

    Франция переживала тяжелый экономический кризис и выход их кризиса французские протестанты видело в секуляризации церковных земель и передачи земли дворянству. В 1560 году были созваны для компромисса между противниками и сторонниками реформ Генеральные штаты, компромисс не был достигнут, генеральные штаты распущены. Во Франции стали происходить схватки между сторонниками той или иной религиозных партий.

    Гражданская война во Франции началась в 1562 году, когда герцог Гиз со своей вооруженной охраной напал на собрание гугенотов город Васси.

    Было много попыток примирения враждующих сторон.

    Варфоломеевская ночь. Худ. Франсуа Дюбуа. 16 век.

    Проповедник. Средневековая скульптура. Франция. Крепость Каркасон. Фото Лимарева В.Н.

    В 1572 году должен был состояться брак между сестрой короля Карла 9 –Маргаритой Валуа и сыном лидером гугенотов Генрихом Наваррским. Свадьба не состоялась. Приехавшие на свадьбу гугеноты в «Варфоломеевскую ночь» на 24 августа 1572 года были вероломно перебиты. После «Варфоломеевской ночи» стороны стали проявлять большее ожесточение друг к другу. Во Франции на юге и западе стали создаваться гугенотские государства не подчиняющиеся королю.

    В середине семидесятых годов 16 века было образована «Католическая лига», в которой активное участие принимали иезуиты.

    Наиболее ожесточенные бои между протестантами и католиками проходи в восьмой по счету религиозной войне (1585-1589). В это время глава «Католической лиги» Генрих Гиз, опекавший короля Генриха 3, предпринял попытку свержения короля. Генрих 3, отдал приказ об аресте Гиза и других главарей лиги. В Париже произошло восстание против короля. Генрих 3 бежал их Парижа. Приглашенный для примирения Гиз был убит королевской охраной в королевской приемной. Католический Париж, настроенный против династии Валуа, не впустил в город Генриха 3.

    Попытка короля силой завладеть Парижем закончилась трагически для короля, он был заколот монахом-доминиканцем в 1589 году. На этом закончилась правление династия Валуа во Франции.

    Лидер гугенотов Генрих Бурбон, под именем Генрих 4, был провозглашен королем Франции. Париж не признал короля-еретика.

    Брат убитого Генриха Гиза – Карл Майенский, опираясь на военную поддержку испанского короля Филиппа 2, начал войну с Генрихом 4. В Париже вошли испанские войска.

    Во Франции началось крестьянское восстание, которые нападали на дворян, сборщиков налогов и солдат. 1590-1591 годы были временем полной разрухи во Франции. Разоренная грабежами обеих армий, страна переживала глубочайший хозяйственный кризис и голод.

    Ни одна из сторон не могла одержать победу. В этой ситуации для примирения враждующих сторон, 15 июля 1593 года Генрих 4 перешел в католичество. Париж его принял, где в 1594 году он был официально коронован.

    После коронации королевские войска были брошены на подавление крестьянских восстаний и на борьбе с испанскими завоевателями.

    В 1598 году испанские войска потерпели поражения от войск Генриха 4 около города Вервье (испанские Нидерланды).

    Плачущая пастушка у крепости Каркасон во Франции. Крепость Каркасон. Фото Лимарева В.Н.

    Гугенотские войны завершились изданием в 1598 году «Нантского эдикта». Эдикт объявлял католицизм государственной религией Франции. Католическому духовенству возвращались земли и конфискованное имущество. Гугеноты получили право исповедовать свою религию, они получили право собирать церковные съезды, у гугенотов оставалось около 200 городов-крепостей ( Ла-Рошель, Монпелье…)

    От девиза Парижа: «Единый бог, единый король, единый закон, единая вера» в части веры пришлось отказаться. Многие гугеноты, в этих условиях, стали переходить опять в католицизм. Весь период своего царствования Генрих 4 (1594-1610) занимался укреплением французского абсолютизма

    Религиозные войны. (Бедствия войны). Худ. Ж.Калло. 1663 год. Швейцария.

  • Религиозные войны во Франции.(сайт: Материал из Википедии.)

  • Генрих IV (король Франции).(сайт: Материал из Википедии.)

  • 1594 г н.э

    Изгнание иезуитов из Франции.

     Франция.

    27 декабря 1594 года было совершено покушения на французского короля Генриха 4. Когда король принимал придворных, ученик иезуитского колледжа, нанес ему удар ножом в области рва, король был ранен. Иезуиты были изгнаны из Франции. Парламент Франции вынес постановление: «Иезуиты, возмутители спокойствия, враги государства и растлители юношества, должны убраться из королевства в течение 15 дней, с конфискацией имущества в пользу короля.

    Слово божье...

    1599-1600 г н.э.

     

    Второй брак французского короля Генриха 4.

    Король Франции Генриху 4 ( 1589-1610)  в декабре 1599 года   он добивается аннулирования своего брака с бездетной Маргаритой де Валуа.  В апреле 1600 года король в обмен на огромную сумму в 600 тысяч золотых экю от дома Медичи согласился через своего представителя во Флоренции подписать брачный контракт с Марией Медичи, младшей дочерью богатейшего человека Европы — великого герцога Тосканского Франческо Медичи и Иоанны Австрийской, которую никогда не видел. 17 декабря 1600 в Лионе была сыграна свадьба 47-летнего Генриха IV с 25-летней флорентийкой Марией Медичи. Рождение в следующем году будущего короля  Людовика XIII.

    Заключения брака. 16 век. Галерея Уффици. Флоренция. Фото Лимарева В.Н.

  • главная